Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ Детский сад №561
Описание образовательной программы
Разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.09.2022
г. №
874;
Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24.11.2022 г. № 1022;
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31, от
08.11.2022 г. № 955).
Содержание Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включает разделы
(соответствует п.5 ФАОП ДО):
·
Целевой;
·
Содержательный;
·
Организационный.
В
содержательный раздел АОП ДО входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения
в российском обществе.
АОП ДО
включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа коррекционно-развивающей
работы, Рабочая программа воспитания (далее
- Программа воспитания), календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
АОП ДО реализуется на государственном языке
Российской Федерации - русском.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего
и до- школьного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья. п.10.1 -
ФАОП ДО
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка
в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы: п.10.2 - ФАОП ДО:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от
места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
- формирование общей культуры личности
обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Принципы (п.10.3
- ФАОП ДО):
1.
Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека.
3.
Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и
гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество
обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6.
Сотрудничество ДОО с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.