Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП ДО для обучающихся с ТНР, Программа) МБДОУ Детский сад №561
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее - АОП ДО для обучающихся с ТНР, Программа) МБДОУ Детский
сад №561
Разработана в соответствии с Порядком разработки
и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 874;
Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022;
Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
(с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21.01.2019 г. № 31, от 08.11.2022 г. № 955).
Содержание Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
включает разделы (соответствует п.5 ФАОП ДО):
Целевой;
Содержательный;
Организационный.
В содержательный раздел АОП ДО входит
рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
АОП ДО включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа
коррекционно-развивающей работы, Рабочая программа воспитания (далее -
Программа воспитания), календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные
компоненты.
АОП ДО реализуется на государственном языке
Российской Федерации - русском.
Цель реализации Программы: обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и до- школьного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья. п.10.1 - ФАОП ДО
Программа содействует взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного
возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка
в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы: п.10.2 - ФАОП ДО:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического
развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и
психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для
полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий
развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся
с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в
вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей,
задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Принципы (п.10.3 - ФАОП ДО):
Поддержка разнообразия детства.
Сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека.
Позитивная социализация ребенка.
Личностно-развивающий и гуманистический
характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
Содействие и сотрудничество обучающихся
и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
Сотрудничество ДОО с семьей.
Возрастная адекватность образования. Данный
принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов
дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.