Адаптированный учебный план Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада №561 на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка: Нормативные основания составления адаптированного учебного плана. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №561 (далее МБДОУ) является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий с учетом специфики, учебно-методического и кадрового обеспечения, материально-технического оснащения, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Учебный план на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273 «Об образовании в Российской Федерации»; • ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 г., №1155) • Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020 г., №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован 31.08.2020 №59599); • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г., №16 «Об утверждении СанПин 3.4.1/2/4/3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройств, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»; • Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г., №65/23-16 «О гигиенических тербованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в органиационных формах обучения» • Уставом МБДОУ детский сад №561. • Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 874; • Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022; • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31, от 08.11.2022 г. № 955). Целью разработки адаптированного учебного плана является предупреждение перегрузки физического, интеллектуального и эмоционального состояния воспитанников. Задачами учебного плана являются: - повышение качества образования посредством обеспечения целостности и единства воспитательно-образовательного процесса; - реализация образовательной программы дошкольного образования (далее – программа); - регулирование объема образовательной нагрузки при проведении занятий. Принципы формирования адаптированного учебного плана: - принцип всестороннего развития каждого ребенка; - возрастного соответствия; - научной обоснованности и практической применимости; - позитивной социализации детей; - индивидуализации дошкольного образования; - открытости дошкольного образования. МБДОУ детский сад №561 работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В МБДОУ функционирует 2 группы компенсирующей направленности: - группа для детей 4-5 лет (группа №5)(ТНР); - группа для детей 3-4 лет (группа №6)(ЗПР). В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части Программы МБДОУ в группах общеразвивающей направленности составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение Программы МБДОУ. Часть, формируемая участникам образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность обраования; отражает специфику детского сада; позволяет учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с Программой МБДОУ в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми по реализации поставленных задач в части формируемой участниками образовательных отношений. Содержание педагогической работы по освоению детьми всех образовательных областей отражено в расписании занятий. Занятия используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей Количество и продолжительность занятий устанавливается в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: продолжительность занятий – для детей от 2-3 лет не более 10 мин.; от 3-4 не более 15 мин.; от 4 до 5 лет не более 20 мин.; от 5 до 6 лет не более 25 мин.; от 6 до 7 лет не более 30 мин. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультурные минутки. Перерывы между занятиями – не меее 10 мин. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуются в первую половину дня. В образовательной деятельности используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Один раз в неделю круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских показаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Адаптированный учебный план МБДОУ детского сада №561 на 2023-2024 учебный год № 1.1 1.2 Количество занятий Образовательная область Группа №6, младшая Группа №5, средняя (ТНР) (ЗПР) ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Математическое представление 1 (д) 1/36 (в) Окружающий мир 1 (д) 1/36 (в) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Речевой практикум по формированию навыков речевого общения. Развитие Речевой тренинг по экспрессивного словаря. Формирование и совершенствование грамматического развитию словаря, строя речи. Развитие фонетической стороны речи. Развитие фонетической формированию и стороны речи. Развитие речевого общения и разговорной диалоговой речи. совершенствованию Формирование интереса к художественной литературе. грамматического строя речи, речевой практикум по развитию фонетикофонематической системы языка и навыка языкового анализа (обучение элементам грамоты) (учитель-логопед) Логопедическое 5/180 (л) Интерес к художественной литературе Развитие речевого (фонематического) восприятия Развитие речи 1/36 (д) Подготовка к обучению грамоты 1.3 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАВИТИЕ Изобразительная деятельность 1/36 (в) 2/72(в) Рисование Конструирование 1/36 (в) 1/36 (в) Лепка/аппликация 1/36 (в) 1/36 (в) Музыка 2/72(мр) 2/72(мр) Коррекционная ритмика 1.4 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физические занятия (в помещении) 2/72(фр) 2/72(фр) Подвижные и спортивные игры и упражнения на 1/36 (в) 1/36 (в) прогулке 1.5 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ Социально-коммуникативные игры по развитию РАЗВИТИЕ эмоциональной и волевой сферы; практикум по формированию основ безопасного поведения Итого 11/396 16/576 Часть формируемая участниками образовательных Парциальная образовательная программа дошкольного отношений образования «СамоЦвет» О. А. Трофимова, О. В; Парциальная программа Дорогою добра Л.В. Коломийченко; Парциальная программа. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Л. Тимофеева. Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей в объеме не более 40% от общего объема программы Индивидуальные коррекционные занятия учителя-логопеда 5 Индивидуальные коррекционные занятия учителя5 дефектолога Индивидуальная коррекционная работа воспитателя Во второй половине дня (по рекомендациям учителялогопеда, учителя-дефектолога) Продолжительность занятия СП 2.4.3648-20 «Санитарно- Не более 15 мин (3 года) Не более 25 мин (5-6 лет) эпидемиологические требования к организациям Не более 20 мин (4-5 лет) Не более 30 минут (6-7 лет) воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и Не более 25 минут (5-6 лет) молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №28 Условные обозначения: д –учитель-дефектолог; л – учитель-логопед; в – воспитатель; фр –инструктор по ФИЗО, МР – музыкальный руководитель.