Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 561 АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ (МОДУЛЬ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Екатеринбург Рабочая программа (модуль) образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность) (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования и реализуется в группах общеразвивающей направленности. Рабочая программа является документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение развития детей в возрасте от 2 до 7(8) лет по направлению (образовательной области) «Художественноэстетическое развитие» (Музыкальная деятельность). Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Исходя из ФГОС ДО в Рабочей программе учитываются: -индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), - возможности освоения ребенком Рабочей программы на разных этапах ее реализации. Рабочая программа направлена на: - создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; - достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Рабочая программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Рабочая программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В соответствии с ФГОС ДО объем обязательной части составляет не менее 60 % времени, необходимого для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40 % общего объема. Рабочая программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. ЦЕЛЕВОЙ раздел Рабочей программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, содержит описание развивающего оценивания достижения целей в форме педагогической диагностики развития детей. Цель рабочей программы: создание условий организации социокультурной среды дошкольного учреждения, открывающей возможности для позитивной социализации ребенка раннего и дошкольного возраста, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям, видам детской деятельности в разнообразных формах образовательной деятельности. Задачи реализации обязательной части рабочей программы 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие. 2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период раннего и дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 7. Формирование социокультурной, развивающей среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 8. Обеспечение преемственности дошкольного и начального уровней общего образования. 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений, определены исходя из выбранных парциальных программ, направленных на развитие детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ разделе представлено: 1) Описание образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) с учетом используемых парциальных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Содержание зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами рабочей программы и реализуется в различных видах деятельности: для детей раннего возраста - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; для детей дошкольного возраста - музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах). 2) Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Любые формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы осуществляются с учетом принципов и подходов рабочей программы и обеспечивают активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностноразвивающий характер взаимодействия и общения и др. Содержание рабочей программы отражает аспекты образовательной среды: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Определяя содержание образовательной деятельности, принимаются во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения МБДОУ. 3) Описание особенностей организации образовательной деятельности: взаимодействия взрослых с детьми, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников. Модуль образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные парциальные программы, направленные на развитие детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность), методики, формы организации образовательной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ содержит описание психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка, организации развивающей предметно- пространственной среды, материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, планирования образовательной деятельности.